Партнерская программа — распространенная технология интернет-рекламы. Изначально она была разработана для увеличения объемов продаж интернет-магазинов. К этому моменту выкуп показов баннеров на сайтах веб-издателей не приносил ощутимых прибылей: посетители привыкли к мигающим картинкам с рекламными надписями, а также научились «вырезать» баннеры со страниц своих любимых сайтов. Поэтому оплачивать количество показов рекламы стало попросту нецелесообразно.
Главная идея, лежащая в основе партнерских программ, — оплата действий, совершаемых посетителями рекламной площадки, а не самого факта показа им рекламы. Под действиями понимаются: нажатие на баннер, просмотр определенных страниц сайта рекламодателя после перехода по баннеру, заполнение форм или анкет на сайте рекламодателя, а также покупки или использование услуг рекламируемого сайта посетителем, пришедшим с рекламной площадки.
Такой подход, безусловно, дает массу неоспоримых преимуществ рекламодателям. В первую очередь, сокращаются расходы на одного заинтересованного посетителя. Далее, часть рекламы откручивается вообще бесплатно — ведь баннер, на который не нажал посетитель, все равно был ему показан. Помимо этого, облегчается контроль добросовестности веб-издателя: все указанные действия приводят посетителя на сайт рекламодателя, а, следовательно, вся информация (текущее время, IP-адрес посетителя) становится доступна организатору программы без каких-либо изменений. И, наконец, отсутствие оплаты за сами показы баннеров стимулирует веб-издателей к увеличению эффективности рекламы: размещению большего числа рекламных материалов на лучших рекламных местах, привлечению к ним внимания посетителей и так далее.
Каким образом реализуется механизм партнерской программы? В первую очередь рекламодатель решает, что он будет оплачивать и как. Определившись с этим, он создает программную оболочку — скрипты, которые будут осуществлять сбор статистики, учет оплачиваемых действий, сообщать партнерам о совершенных кликах, регистрациях, продажах. Затем он приступает к изготовлению необходимых рекламных материалов.
Рекламные материалы могут быть различными по своей сути. Основная часть — это, конечно, разнообразные баннеры и текстовые ссылки. Также используются формы, заполнив которые, посетитель регистрируется на сайте рекламодателя или же заказывает там какую-то услугу. Более того, это могут быть описания конкретных товаров или услуг, представленных на сайте рекламодателя, — перейдя по соответствующим ссылкам, посетитель попадет в раздел, посвященный этому товару или услуге. И, наконец, это могут быть целые html-страницы, посвященные рекламодателю, — в этом случае посетитель, перейдя на рекламируемый сайт, с большей вероятностью воспользуется представленными там услугами.
Закончив эту работу, рекламодатель начинает тем или иным образом привлекать к партнерской программе владельцев сайтов. При этом он учитывает тематику и посещаемость рекламных площадок, а также ряд других факторов. Веб-издатели регистрируются в программе, размещают у себя на сайтах рекламные материалы, и партнерская программа начинает работать.
В процессе работы с партнерами рекламодатель осуществляет выплаты (наиболее распространенными способами являются банковский счет и платежная система Webmoney), отвечает на вопросы веб-издателей, контролирует отсутствие нарушений, меняет рекламные материалы, изменяет условия оплаты. Для привлечения же новых владельцев сайтов он использует так называемую систему рефералов: распространяет среди участников партнерской программы специальные рекламные материалы. Веб-издатели размещают их на своих сайтах, и если новый участник станет партнером после нажатия на них, то владелец сайта, через сайт которого произошла регистрация, получит определенную долю с доходов нового партнера. Это стимулирует веб-издателей к рекламе партнерской программы — а это и нужно рекламодателю.